пятница, 26 марта 2010 г.

Лидия Чуковская «Ленинград – Москва»

24 марта исполнилось 103 года со дня рождения Лидии Корнеевны Чуковской (1907–1996), русской писательницы, литературоведа и мемуариста, дочери К. И. Чуковского. В ее прозаических произведениях рассказывается о трагических событиях периода Большого террора, о сталинских репрессиях; многие из них («Софья Петровна», «Спуск под воду») были опубликованы в нашей стране только в годы перестройки; само имя автора долго было в СССР под запретом.  Писательница открыто выступала против организованной травли Пастернака, Солженицына и Сахарова. Многие стихотворения Лидии Чуковской посвящены памяти мужа, известного физика М. Бронштейна, репрессированного в 1937 г.; одна из главных тем ее поэтического творчества – размышления о трагических последствиях культа личности.


…А рядом боль моя лежала,
В той старой папке, в стороне.
А мимо родина бежала,
В глаза заглядывая мне.
Она не пристально глядела.
Так, мимоходом, васильком
Да огоньком. Ей много дела
В дому не прибранном своем.
Со стен смывает крови пятна
(Для новых пятен, может быть).
Из недр ведет сынов обратно
(Не всех успела пристрелить).
И снова, как во дни былые,
Во дни застенка и войны,
Не до меня моей России -
Мои ей боли не больны.
Но где-то там, за поворотом,
Там, там ручаюсь головой,
За пропастью, за горным взлетом,
За кладбищем верней всего -
Она разыщет папку эту
И боль своею назовет
И голосом, подобным свету,
Мои слова произнесет.

1956

Комментариев нет:

Поиск в блоге