среда, 30 июня 2010 г.

Антокольский Мне снился накатанный шинами мокрый асфальт

1 июля – 114 лет со дня рождения Павла Григорьевича Антокольского (1896–1978), русского поэта и переводчика. «Стиль Антокольского – это открытая реминисцентность, – говорит Евгений Евтушенко. – Ученик Вахтангова, связанный всю жизнь с кулисами и как режиссер, и как любовник, он не случайно с гордостью написал: "Служба государству – есть театр". Он не был поэтом тяжелого веса – его интеллигентность была облегченной. Но он свободно себя чувствовал как актер в разных декорациях: и в мастерской Иеронима Босха, и на санкюлотских баррикадах, и на машкерадах времен Пушкина. Любовь в его поэзии тоже была поставлена по-вахтанговски: "Я рифмовал твое имя с грозою, золотом зноя осыпал тебя..." Легкость отношения к жизни помогала ему уживаться даже с диктатурой, и реальность арестов и расстрелов он видел сквозь легкий богемный флер. Потеря юноши-сына в начале Второй мировой вознесла его на леденящий пик настоящих страданий, и он написал свою поэму "Сын", во время чтения которой на моих глазах встала вся нетопленая Коммунистическая аудитория Московского университета зимой 44 года...»

Павел Антокольский

Мне снился накатанный шинами мокрый асфальт.
Косматое море, конец путешествия, ветер –
И девушка рядом. И осень. И стонущий альт
Какой-то сирены, какой-то последней на свете.

Мне снилось ненастье над палубным тентом, и пир,
И хлопанье пробок, и хохот друзей. И не очень
Уже веселились. А все-таки сон торопил
Вглядеться в него и почувствовать качество ночи!

И вот уже веса и контуров мы лишены.
И наше свиданье – то самое первое в мире,
Которое вправе хотеть на земле тишины
И стоит, чтоб ради него города разгромили.

И чувствовал сон мой, что это его ремесло,
Что будет несчастен и все потеряет навеки.
Он кончился сразу, едва на земле рассвело.
Бил пульс, как тупая машина, в смеженные веки.

1923

Ключевые слова:  Павел Антокольский

Комментариев нет:

Поиск в блоге